четверг, 26 мая 2016 г.

Проблемы «модернизации»

  Современный мир, как и человек, устроены так, что для развития, понимания и убеждения им необходим живой пример. Их множество, в фильмах, играх, книгах, средства массовой информации постоянно дают повод восхититься кем нибудь, даже малейшей деталью, хотя бы вкусом в выборе одежды. Но правильно ли это и полезно для человека?
 В церкви не может быть понятия современной или нет, она едина на все времена. Не должны ее каноны изменяться «со временем», не должны устои быть подвержены модернизации. Святоотеческое наследие, пастыри, Священное Писание установило порядок, по которому должно жить жизнью церковной. Правила не нуждающиеся в корректировках времени.

Итоги «модернизации»


  Что же видим мы сейчас, в последнее время. Церковь постепенно «осовременивается», модернизируется. Может в Православной это не столь заметно, как в католической, многие храмы которой приняли на вооружение электрические свечи, но этот процесс так же был запущен.

Электро-свечи в католическом храме. Италия
  Время, когда люди загружают себя надуманными проблемами, подталкивает духовенство упрощать то, что упрощать вовсе нельзя. Самый яркий, и очень меня лично волнующий пример, это переход от церковно славянской орфографии к русской, а то и вовсе адаптация текста на русский язык. Мало кто пытается разобраться в церковно славянской азбуке, а уж тем более научиться читать. Несмотря на всю схожесть, близость и понятность с русским алфавитом, азбука перестает быть понятной «упрощенным» людям. Неоднократно на букинистических форумах, где люди просят оценить книги или просто определить хотя бы название, я наблюдал церковно славянские книжки, часто древние, под которыми у владельца была подпись: «Книга на непонятном языке» или «Книга на латинском, помогите разобраться».
  Это ужас современного человека, он ушел не только от понимания Веры, от поиска Истины, но и оказался на другом конце пропасти между прошлым и настоящим. Последние сто лет создали огромный разрыв, яму, которая откинула нас на много лет назад, единицы смогли сохранить в своих семьях ту искру, что была раньше. Практически никто не занимается воспитанием детей, введением их в Православие.
  Волею судьбы я часто общаюсь с людьми пожилыми, которые являются Православными, Верующими. Их вера сильна, она искренняя. Но насколько поразительны знания, находящиеся на грани Православия и суеверий. Как часто переплетаются эти понятия между собой образуя нечто совершенно новое. В беседах с ними я увидел еще одну важную проблему, незнания утвари и правил ее использования. Лампадки зажигаются спичкой, ладан кладется на лепесток лампадки вместо «паучка», маслице используется абы как. И в этом вина не их, ведь несмотря на ошибки в применении, искренность их Веры ведет их ко Спасению. Но этот процесс дальше запускать совершенно недопустимо.
  Ужас добрался и до Святой Воды, которая храниться очень часто на полке с лекарствами в пластиковой бутылке, про запас. А в церкви сейчас можно приобрести очень красивые бутылочки, с замечательным тиснением, вот еще одна из проблем осовременивания. Подобное хранение никак не может являть собой трепетное отношение к Святыне! На удивление, не во многих храмах сейчас можно встретить керамические, либо глиняные сосуды под воду. Это еще поискать надо, а зачем искать, бутылка же есть…

Живой пример

  Как я уже писал в начале, людям часто из телеэкранов и компьютеров через СМИ подаются «примеры». Но так ли они хороши и они ли должны им стать? Сейчас время подмены ценностей, гонений и искажения. Одна из основных причин данной проблемы – это безразличие батюшек к соблюдению мирянами всей последовательности обряда. Ведь часто на исповедь люди приходят опоздав на службу, но все же до нее допускаются, иначе как же? А после обязательно причастие, без вопроса о том готовился ли к нему человек, али же нет. Особенно поражает поток людей с детьми в конце службы, которые забегают, причащают малышей и уходят. Для них, на примере родителей, поход в церковь станет таким же забегом «по пути». Да и вызваны подобные заходы часто не Верой в Спасение, а суевериями, а то, мол, сглазит кто. А так же часто можно наблюдать людей, во время молитвы расхаживающих по храму, очень часто с целью поздороваться с кем либо, и не важно что кому то это может мешать, а поздороваться и пообщаться можно и после. А ведь после возглашения с амвона «Двери, двери…», они должны запираться служащими. Я уже не говорю о наложении епитимьи. Но ведь все это предписано уставом!
  Конечно же эта мягкость уже стала общепринятой мерой, да бы не отпугивать прихожан. Есть по настоящему строгие батюшки, у которых, как говориться, не проскочишь. А ведь если ввести какие либо меры, отказывать людям, проводить разъяснение, то как это будет воспринято? С негативом, агрессией, отторжением большинства. «Ведь исказили веру, без них я не знаю, в душе я верю, а служба – только деньги на свечи тратить». И даже цитата из Писания: «Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют спасение» (Рим. 10:10), не станет аргументом.

Протоиерей Николай (Гурьянов)

Отец Павел (Адельгейм)

  Но ведь даже в недавнем прошлом были столь яркие, живые примеры искренней веры, убеждений. Те, кто является прямыми приемниками церкви до искажений ее сергианством и осовремениванием. Такие как протоиерей Николай (Гурьянов), отец Павел (Адельгейм). Люди, каждое слово которых пропитано любовью. Те, кто являл людям пример истинной Веры во Христа.
  И ведь не находя подобного примера, не пытаясь изменить уклад своей жизни люди уходят от Веры, многие ведь приходят именно после встречи с подобными старцами, от них почувствовав силу Веры, от них переняв стремление в поиске истины. Их слова стремятся понять лучше, начав изучать Евангелие и через это приходят к полноте Веры Христовой.
  Каждый пришедший ко Христу сам должен являть миру пример, хотя бы в кругу своей семьи, в кругу близких. Как говорил Преподобный Паисий Святогорец "Само присутствие Христианина - уже исповедание веры". Не должно навязывать им своих знаний, нужно лишь улавливать момент, секунду, когда это будет уместно и возможно для их восприятия. И ни в коем случае не нужно стесняться своей веры, когда оказываетесь в кругу друзей, посмеивающихся над Церковью, недопустимо в этот момент отрекаться от Христа молча сидя и смотря в сторону, но и не нужно гнева. Лишь стремление услышать собеседника, к тому же друга, позволит вам привести необходимые аргументы для убеждения, но никак не попытки перекричать его.

Искренне Ваш, Димитрiй (Мелков)